Статьи

Особенности конструкции противопожарных клапанов со смещенной осью вращения

Особенности конструкции противопожарных клапанов со смещенной осью вращения

В основном, противопожарные клапаны различного назначения изготавливаются с осью вращения, проходящей через центр заслонки, совпадающей с ее центром тяжести. При этом условии компенсируются силы, действующие на заслонку, такие как сила тяжести и сила, возникающая за счет перепада давления на заслонке в закрытом положении. Клапаны такой конструкции могут работать в любом пространственном положении без ограничений.

Часто возникает необходимость смещения оси вращения заслонки от ее центра. Такие клапаны, как правило, являются конечным элементом и устанавливаются на концах отростков воздуховодов или в проемах оградительных конструкций, когда требуется условие «нулевого» вылета заслонки за лицевую сторону корпуса клапана, если клапан закрывается декоративной решеткой. Привод в таких клапанах обычно располагается внутри корпуса клапана.

Клапаны могут быть «стенового» типа или «канального». «Стеновые» клапаны монтируются в проем ограждающей конструкции или во внутрь воздуховода. «Канальные» клапаны подсоединяются к воздуховоду. Типоразмер «стенового» клапана должен соответствовать размеру проема. Типоразмер «канального» должен быть равен размеру поперечного сечения воздуховода.

При смещении оси вращения на заслонку действует крутящий момент, обусловленный проявлением силы тяжести, если положение оси вращения заслонки отличается от вертикального, и перепадом давления на заслонке.

В зависимости от назначения клапана и его пространственного расположения, сила тяжести может «помогать» или препятствовать приводу открывать или закрывать заслонку, либо на это не влиять при вертикальном расположении оси вращения (силами трения в осевых узлах можно пренебречь).

В зависимости от смещения оси вращения от центра и массы заслонки, и конечно от назначения клапана, производитель выбирает марку привода по его функциональным и силовым характеристикам.

При этом производитель не указывает, и это в какой-то мере оправданно из-за большого разнообразия типоразмеров клапанов, их назначения, а также применяемых приводов, какой же максимальный перепад давления может быть на заслонке, чтобы ее не приоткрыло. От этого зависит и параметры проектирования самой вентиляции, в основном противодымной. Если же противодымная система должна иметь такие характеристики, что при стандартной конструкции клапана заслонка может приоткрываться, то потребуется изменить конструкцию клапана.

Зная крутящий момент устанавливаемого привода, можно легко вычислить максимальный перепад на закрытой заслонке стандартного клапана и сравнить его с расчетным. Максимальный перепад давления на заслонках стандартных клапанов дымового «стенового» КВП-120-Д(С), нормально закрытого КВП-…-НЗ(С) и нормально открытого КВП-…-НО(С) рассчитывается по следующей формуле:

ΔР= максимально допустимый перепад давления на заслонке, Па;
Мпр. – крутящий момент, развиваемый приводом, Нм;
А – типоразмер клапана параллельно оси вращения заслонки, мм;
В — типоразмер клапана перпендикулярно оси вращения заслонки, мм;
Для «канального» клапана с приводом внутри КВП-120-НЗ(К) формула будет иметь такой вид:

Этими формулами может пользоваться проектировщик для определения правильности выбираемого стандартного оборудования.